Интеллектуально-творческий марафон
"Песни, опаленные войной"
1 этап (17.04-20.04)
И песня тоже воевала...
В землянке. Музыка: К. Листов. Слова: А. Сурков. 1942 г.
Так бы и остались эти стихи частью письма, если бы уже где-то в феврале 1942 года не приехал… композитор Константин Листов… Он пришел в нашу фронтовую редакцию и стал просить что-нибудь на что можно написать песню. Чего-нибудь не оказалось. И тут я на счастье вспомнил о стихах, написанных домой, разыскал их в блокноте и, переписав начисто, отдал Листову… Через неделю композитор вновь появился у нас в редакции, попросил гитару и спел песню «В землянке».
Синий платочек. Музыка: Е. Петербургский. Слова: Галицкий и Максимов. 1942 г.
Исполняет Клавдия Шульженко
Огонек. Музыка: народная. Слова: М. Исаковский. 1944 г.
Исполняет Геннадий Каменный
Поэтический образ огонька на окошке превратился в огромный и вдохновляющий символ: не погас наш огонек, никогда не погаснет! Песня еще одной неразрывной связью скрепила фронт и тыл".
Примечательно, что в Японии "Огонёк" наряду с "Катюшей" является самой популярной русской хоровой песней.
Темная ночь. Музыка: Н. Богословский. Слова: В. Агатов. 1944 г.
Исполняет Марк Бернес
Песня исполнялась целой плеядой выдающихся голосов: Леонидом Утёсовым, Иваном Козловским, Владимиром Нечаевым, Николаем Щукиным, Георгием Виноградовым, Людмилой Гурченко, Муслимом Магомаевым, Иосифом Кобзоном, Иваном Ребровым, Борисом Гребенщиковым, Федором Чистяковым, Дмитрием Хворостовским, Сергеем Трофимовым, Андреем Макаревичем, Максимом Леонидовым, Дмитрием Хоронько, Димой Биланом, Сергеем Ефременко, Noize MC, Земфирой и Викторией Дайнеко.
Смуглянка. Музыка: А. Новиков. Слова: Я. Шведов. 1940 г.
Новый импульс песне придал снятый в 1973 году Леонидом Фёдоровичем Быковым эпохальный шедевр "В бой идут одни старики", в котором он лично исполнил "Смуглянку". После этого популярность песни, исполненной в разные годы Иосифом Кобзоном, Софией Ротару, Надеждой Чепрагой и многими другими, не уменьшается до настоящего времени.
Нам нужна одна Победа. Музыка: Б. Окуджава. Слова: Б. Окуджава. 1970 г.
В этой киноленте, несмотря на то, что она посвящена военной тематике, согласно сюжету, нет ни одного фронтового кадра времён Великой Отечественной войны.По сценарию фильма четверо однополчан встречаются через двадцать пять лет по весьма грустному поводу: похороны своего боевого командира. Действие происходит в течение одного дня, насыщенного разными событиями. За это время фронтовые друзья, попадая в различные передряги, по-прежнему верны солдатскому братству и готовы в любой ситуации прийти на помощь друг другу. По задумке Вадима Трунина кульминационным моментом киноленты должна быть сцена, когда главные герои нежданно являются в гости к медсестре Рае, во время войны служившей в их батальоне. В уютной обстановке, поминая умершего боевого товарища и былую ратную жизнь, они просят хозяйку дома спеть их любимую фронтовую песню. О том, что эта композиция необходима в фильме «Белорусский вокзал» указывала особая отметка в сценарии.
После долгих раздумий Андрей Смирнов решил обратиться к поэту, познавшему горький вкус войны - Булату Окуджаве. По его мнению, только фронтовик, как для своих боевых товарищей, смог бы написать подходящую окопную песню.Режиссёру, напросившемуся к Булату Шалвовичу в гости, долго и упорно пришлось уговаривать поэта, ссылавшемуся на занятость и то, что в данное время он в своём творчестве отдаёт предпочтение не поэзии, а прозе. После увиденных в просмотровом зале Мосфильма готовых сцен киноленты «Белорусский вокзал» Булат Шалвович взволновался, расчувствовался и согласился. Зная, что музыкальное оформление фильма было поручено талантливому композитору Альфреду Шнитке, Булат Шалвович о мелодии композиции особо не задумывался. Он просто слегка для себя напевал мелодию, чтобы легче сочинялось. Как только в поэтическом тексте была поставлена последняя точка, Окуджава, не мешкая, отправился на киностудию, чтобы заказчики оценили плоды его творения. На Мосфильме Булата Шалвовича с нетерпением ждали не только Андрей Смирнов с Альфредом Шнитке, но и ещё несколько заинтересованных человек из киногруппы.
Зайдя в студию, поэт, смущаясь перед авторитетом знаменитого композитора, попросил разрешения во время представления песни воспользоваться, стоящим там роялем. Окуджава пояснил, что сочиняя стихи, ему непроизвольно на ум пришла мелодия, поэтому на данный момент исполнит песню, так как она получилась, а затем отдаст композицию в руки настоящего профессионала. Песню Булат Шалвович пел дрожащим от волнения голосом, при этом мелодию наигрывал одним пальцем. Все слушатели сидели угрюмо сосредоточенные, а когда песня закончилась, поначалу никто какое-то время не проронил ни слова. Неловкую ситуацию разрядил Шнитке: он отметил, что это весьма интересный вариант и попросил пропеть ещё раз. В следующем исполнении песни поэту дуэтом помогал композитор, а затем её вместе с режиссёром с энтузиазмом подхватила вся съёмочная группа. Альфреду Гарриевичу композиция действительно очень понравилась и об этом говорит тот факт, что в эпилоге фильма именно эта мелодия в его оркестровой аранжировке сопровождает документальные кадры, отображающие победное возвращение солдат на Белорусский вокзал весной 1945 года.
День Победы. Музыка: Д.Тухманов. Слова: В. Харитонов. 1975 г.
Исполняет Лев Лещенко
Майский вальс. Музыка: И. Лученок. Слова: М. Ясень.1985 г.
Исполняет Ярослав Евдокимов
Статистика
5А - 7 человек
5Б - 23 человека
5В - 20 человек
8А - 25 человек
8Б - 20 человек
8В -
2 этап (21.04-22.04)
Статистика (кроссворд по песням)
5А -
5Б - 6 человек
5В - 7 человек
8А - 23 человека
8Б - 9 человек
8В - 1 человек
3 этап (24.04-27.04)
Литературный
Р.Рождественский
Андрей Платонов «Маленький солдат»
Недалеко от линии фронта внутри уцелевшего
вокзала сладко храпели уснувшие на полу красноармейцы; счастье отдыха было
запечатлено на их усталых лицах.
На втором пути тихо шипел котел горячего
дежурного паровоза, будто пел однообразный, успокаивающий голос из давно
покинутого дома. Но в одном углу вокзального помещения, где горела керосиновая
лампа, люди изредка шептали друг другу успокаивающие слова, а затем и они впали
в безмолвие.
Там стояли два майора, похожие один на
другого не внешними признаками, но общей добротою морщинистых загорелых лиц;
каждый из них держал руку мальчика в своей руке, а ребенок умоляюще смотрел на
командиров. Руку одного майора ребенок не отпускал от себя, прильнув затем к
ней лицом, а от руки другого осторожно старался освободиться. На вид ребенку
было лет десять, а одет он был как бывалый боец — в серую шинель, обношенную и
прижавшуюся к его телу, в пилотку и в сапоги, пошитые, видно, по мерке на
детскую ногу. Его маленькое лицо, худое, обветренное, но не истощенное,
приспособленное и уже привычное к жизни, обращено было теперь к одному майору;
светлые глаза ребенка ясно обнажали его грусть, словно они были живою
поверхностью его сердца; он тосковал, что разлучается с отцом или старшим
другом, которым, должно быть, доводился ему майор.
Второй майор привлекал ребенка за руку к
себе и утешал, но мальчик, не отымая
своей руки, оставался к нему равнодушным. Первый майор тоже был опечален, и он
шептал ребенку, что скоро возьмет его к себе и они снова встретятся для
неразлучной жизни, а сейчас они расстаются на недолгое время. Мальчик верил
ему, однако и сама правда не могла утешить его сердца, привязанного лишь к
одному человеку и желавшего быть с ним постоянно и вблизи, а не вдалеке.
Ребенок знал уже, что такое даль расстояния и время войны, — людям оттуда
трудно вернуться друг к другу, поэтому он не хотел разлуки, а сердце его не
могло быть в одиночестве, оно боялось, что, оставшись одно, умрет. И в
последней своей просьбе и надежде мальчик смотрел на майора, который должен
оставить его с чужим человеком.
— Ну, Сережа, прощай пока, — сказал тот
майор, которого любил ребенок. — Ты особо-то воевать не старайся, подрастешь,
тогда будешь. Не лезь на немца и береги себя, чтоб я тебя живым, целым нашел.
Ну чего ты, чего ты — держись, солдат!
Сережа заплакал. Майор поднял его к себе
на руки и поцеловал лицо несколько раз. Потом майор пошел с ребенком к выходу,
и второй майор тоже последовал за ними, поручив мне сторожить оставленные вещи.
Вернулся ребенок на руках другого майора;
он чуждо и робко глядел на командира, хотя этот майор уговаривал его нежными
словами и привлекал к себе как умел.
Майор, заменивший ушедшего, долго увещевал
умолкшего ребенка, но тот, верный одному чувству и одному человеку, оставался
отчужденным.
Невдалеке от станции начали бить зенитки.
Мальчик вслушался в их гулкие мертвые звуки, и во взоре его появился
возбужденный интерес.
— Их разведчик идет! — сказал он тихо,
будто самому себе. — Высоко идет, и зенитки его не возьмут, туда надо
истребителя послать.
— Пошлют, — сказал майор. — Там у нас
смотрят.
Нужный нам поезд ожидался лишь назавтра, и
мы все трое пошли на ночлег в общежитие. Там майор покормил ребенка из своего
тяжело нагруженного мешка. «Как он мне надоел за войну, этот мешок, — сказал
майор, — и как я ему благодарен!»
Мальчик уснул после еды, а майор Бахичев
рассказал мне про его судьбу.
Сергей Лабков был сыном полковника и
военного врача. Отец и мать его служили в одном полку, поэтому и своего
единственного сына они взяли к себе, чтобы он жил при них и рос в армии. Сереже
шел теперь десятый год; он близко принимал к сердцу войну и дело отца и уже
начал понимать по-настоящему, для чего нужна война. И вот однажды он услышал,
как отец говорил в блиндаже с одним офицером и заботился о том, что немцы при
отходе обязательно взорвут боезапас его полка. Полк до этого вышел из немецкого
охвата, ну с поспешностью, конечно, и оставил у немцев свой склад с боезапасом,
а теперь полк должен был пойти вперед и вернуть утраченную землю и свое добро
на ней, и боезапас тоже, в котором была нужда. «Они уже и провод в наш склад,
наверно, подвели — ведают, что отойти придется», — сказал тогда полковник, отец
Сережи. Сергей вслушался и сообразил, о чем заботится отец. Мальчику было
известно расположение полка до отступления, и вот он, маленький, худой, хитрый,
прополз ночью до нашего склада, перерезал взрывной замыкающий провод и
оставался там еще целые сутки, сторожа, чтобы немцы не исправили повреждения, а
если исправят, то чтобы опять перерезать провод. Потом полковник выбил оттуда
немцев, и весь склад целым перешел в его владение.
Вскоре этот мальчуган пробрался по- далее
в тыл противника; там он узнал по признакам, где командный пункт полка или
батальона, обошел поодаль вокруг трех батарей, запомнил все точно — память же
ничем не порченная, — а вернувшись домой, показал отцу по карте, как оно есть и
где что сходится. Отец подумал, отдал сына ординарцу для неотлучного наблюдения
за ним и открыл огонь по этим пунктам. Все вышло правильно, сын дал ему верные
засечки. Он же маленький, этот Сережка, неприятель его за суслика в траве
принимал: пусть, дескать, шевелится. А Сережка, наверно, и травы не шевелил,
без вздоха шел.
Ординарца мальчишка тоже обманул, или, так
сказать, подговорил: раз он повел его куда-то, и вдвоем они убили немца —
неизвестно, кто из них, — а позицию нашел Сергей.
Так он и жил в полку при отце с матерью и
с бойцами. Мать, видя такого сына, не могла больше терпеть его неудобного
положения и решила отправить его в тыл. Но Сергей уже не мог уйти из армии,
характер его втянулся в войну. И он говорил тому майору, заместителю отца,
Савельеву, который вот ушел, что в тыл он не пойдет, а лучше скроется в плен к
немцам, узнает у них все что надо и снова вернется в часть к отцу, когда мать
по нему соскучится.
И он бы сделал, пожалуй, так, потому что у
него воинский характер.
А потом случилось горе, и в тыл мальчишку
некогда стало отправлять. Отца его, полковника, серьезно ранило, хоть и бой-то,
говорят, был слабый, и он умер через два дня в полевом госпитале. Мать тоже
захворала, затомилась — она была раньше еще поувечена двумя осколочными
ранениями, одно было в полость, — и через месяц после мужа тоже скончалась;
может, она еще по мужу скучала... Остался Сергей сиротой.
Командование полком принял майор Савельев,
он взял к себе мальчика и стал ему вместо отца и матери, вместо родных — всем.
Мальчик ответил ему тоже всем сердцем.
— А я-то не из их части, я из другой. Но
Володю Савельева я знаю еще по давности. И вот встретились мы тут с ним в штабе
фронта. Володю на курсы усовершенствования посылали, а я по другому делу там
находился, а теперь обратно к себе в часть еду. Володя Савельев велел мне
поберечь мальчишку, пока он обратно не прибудет... Да и когда еще Володя
вернется и куда его направят! Ну, это там видно будет...
Майор Бахичев задремал и уснул. Сережа
Лабков всхрапывал во сне, как взрослый, поживший человек, и лицо его, отошедши
теперь от горести и воспоминаний, стало спокойным и невинно счастливым, являя
образ святого детства, откуда увела его война.
Я тоже уснул, пользуясь ненужным временем,
чтобы оно не проходило зря.
Проснулись мы в сумерки, в самом конце
долгого июньского дня. Нас теперь было двое на трех кроватях — майор Бахичев и
я, а Сережи Лабкова не было.
Майор обеспокоился, но потом решил, что
мальчик ушел куда-нибудь на малое время. Позже мы прошли с ним на вокзал и
посетили военного коменданта, однако маленького солдата никто не заметил в
тыловом многолюдстве войны.
Наутро Сережа Лабков тоже не вернулся к
нам, и Бог весть, куда он ушел, томимый чувством своего детского сердца к
покинувшему его человеку — может быть, во след ему, может быть, обратно в
отцовский полк, где были могилы его отца и матери.
Статистика (кроссворд)
5А - 1 человек
5Б - 5 человек
5В - 6 человек
8А - 29 человек
8Б - 5 человек
8В -
Статистика (задание для 8 классов)
8А - 29 человек
8Б - 3 человека
8В - 1 человек
4 этап (28.04-05.05)
Приняли участие:
5А, 5Б, 5В, 8А, 8Б, 8В
Будем благодарны за отзыв об участии в Марафоне!
Оставить отзыв
Как написать отзыв:1.По ссылке "Оставить отзыв" выходите на Google Jamboard.
2.Выбираете стикер.
3.Выбираете цвет стикера, щелкаете левой клавишей мышки по цветному полю, печатаете текст, подписываетесь (имя или школа), нажимаете клавишу "Сохранить".
4.Если что-то не получилось, стикер (ТОЛЬКО СВОЙ) можно удалить, создать новый.5.Если места на странице не хватает, перейдите на другую, кликнув мышкой на стрелку вверху панели (см. рисунок).
Интеллектуально-творческий марафон,
посвященный Дню российской науки
Фотогалерея - памятники И.П. Павлову
г. Киев |
д. Колтуши |
г. Москва |
г. Советск |
г. Черкассы |
г. Санкт-Петербург |
г. Рязань |
г. Томск |
Памятник собаке Павлова. Санкт-Петербург |
Николай Иванович Вавилов
Фотогалерея - памятники Н.И. Вавилову
г. Москва |
г. Саратов |
г. Саратов |
г. Саратов. Воскресенское кладбище |
г. Севастополь |
Чарльз Дарвин
Кембридж. Англия |
Шрусбери. Англия |
Шрусбери. Англия |
Санкт-Петербург |
1 этап (06.02-08.02)
Просмотр видеофильмов и ответы на вопросы к ним
И.П. Павлов - смотреть
Ч. Дарвин - смотреть
Статистика
- Семен К. - 2/3 просмотрено
- Ярослав Б. - 3/3 просмотрено
- Диана Л. - 3/3 просмотрено
- Арина В. - 3/3 просмотрено
- Арина Е. - 3/3 просмотрено
- Сафина Г. - 3/3 просмотрено
- Виктория Ю. - 3/3 просмотрено
- Ксения С. - 3/3 просмотрено
- Варвара Ф. - 3/3 просмотрено
- Диана А. - 3/3 просмотрено
- Виктория П. - 2/3 просмотрено
- Софья В. - 2/3 просмотрено
- Анастасия Х. - 3/3 просмотрено
- Арина В. - 3/3 просмотрено
- Софья З. - 3/3 просмотрено
- Елизавета Д. - 2/3 просмотрено
- Влад С. -
- Кирилл Я. - 3/3 просмотрено
- Екатерина Д. - 3/3 просмотрено
- Дарья К. - 3/3 просмотрено
- Маргарита Н. - 3/3 просмотрено
2 этап (08.02-10.02)
Знакомство с биографией, научной деятельностью ученых; онлайн-посещение музеев
И.П. Павлов
М.В. Нестеров. Портрет Академика Павлова |
Н.И. Вавилов
Братья Николай (слева) и Сергей Вавиловы с матерью Александрой Михайловной. 1915г. |
Рукописи Николая Вавилова |
Г.И. Клименко. Портрет Н.И. Вавилова |
Ч. Дарвин
Вояж корабля "Бигль" |
Почтовая марка СССР. 1959г. |
Скульптура "Квантовый скачок", установленная в честь двухсотлетия ученого в его родном городе Шрусбери |
3 этап (10.02)
Тест
Статистика
- Семен К. - тест пройден
- Ярослав Б. - тест пройден
- Диана Л. - тест пройден
- Арина В. - тест пройден
- Арина Е. - тест пройден
- Сафина Г. - тест пройден
- Виктория Ю. - тест пройден
- Ксения С. - тест пройден
- Варвара Ф. - тест пройден
- Диана А. - тест пройден
- Виктория П. - тест пройден
- Софья В. - тест пройден
- Анастасия Х. - тест пройден
- Арина В. - тест пройден
- Софья З. - тест пройден
- Елизавета Д. - тест пройден
- Влад С. - тест пройден
- Кирилл Я. - тест пройден
- Екатерина Д. - тест пройден
- Дарья К. - тест пройден
- Маргарита Н. - тест пройден
4 этап (13.02)
Синквейн
Статистика
- Семен К. - синквейн составлен
- Ярослав Б. - синквейн составлен
- Диана Л. - синквейн составлен
- Арина В. - синквейн составлен
- Арина Е. - синквейн составлен
- Сафина Г. - синквейн составлен
- Виктория Ю. - синквейн составлен
- Ксения С. - синквейн составлен
- Варвара Ф. -
- Диана А. - синквейн составлен
- Виктория П. - синквейн составлен
- Софья В. - синквейн составлен
- Анастасия Х. - синквейн составлен
- Арина В. - синквейн составлен
- Софья З. - синквейн составлен
- Елизавета Д. - синквейн составлен
- Влад С. -
- Кирилл Я. - синквейн составлен
- Екатерина Д. - синквейн составлен
- Дарья К. - синквейн составлен
- Маргарита Н. - синквейн составлен
Будем благодарны за отзыв об участии в Марафоне!
Оставить отзыв
Как написать отзыв:1.По ссылке "Оставить отзыв" выходите на Google Jamboard.
2.Выбираете стикер.
ИТОГИ
- Семен К. - участник
- Ярослав Б. - участник
- Диана Л. - III место
- Арина В. - II место
- Арина Е. - I место
- Сафина Г. - участник
- Виктория Ю. - II место
- Ксения С. - участник
- Варвара Ф. - участник
- Диана А. - III место
- Виктория П. - участник
- Софья В. - участник
- Анастасия Х. - III место
- Арина В. - участник
- Софья З. - участник
- Елизавета Д. - участник
- Влад С. - участник
- Кирилл Я. - III место
- Екатерина Д. - участник
- Дарья К. - II место
- Маргарита Н. - III место
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.