2021-2022 уч.г.
История
1. Народные движения в XVII в.
Соляной бунт
Медный бунт
Обществознание
1. Виновен - отвечай
2020-2021 уч.г.
ИСТОРИЯ
1. Территория, население и хозяйство России в начале XVI в. (11.09)
2. Формирование единых государств в Европе и России (14.09)
3. Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной Рады
4. Внешняя политика России во второй половине XVI в.

Ливонская война
5. Опричнина
Дополнительный материал
В конце 1564 г. Иван IV предпринимает крупный политический маневр: добровольно оставляет трон и покидает Москву. Затем он направляет в столицу две грамоты. Первая — «гневная» — была адресована митрополиту Афанасию, а вторая — «слезная» — «всем людям». Иван IV обвинил бояр, приказных в изменах, а митрополита — в пособничестве боярам и заверял посадский люд, что на них не гневается и опале не подвергнет. Бояре оказались между двух огней — царем и народом. Народ единодушно поддержал государя, и бояре вынуждены были просить царя вернуться на престол и править, как ему «годно».
Иван IV 2 февраля 1565 г. торжественно вернулся в Москву и объявил о разделении территории государства на опричнину, находящуюся на особом царском управлении, и земщину, которой должна была ведать Боярская дума. В опричнину вошли 20 городов в центральных и наиболее богатых районах страны — Вологда, Устюг Великий, Вага, Двина, Старая Русса, Каргополь, Соль Галицкая и Соль Вычегодская, Суздальский, Вяземский и Можайский уезды. Даже Москва была разделена на опричнину (Арбат, Пречистенка, Знаменка) и земщину.
В опричнину отбирали «худородных» дворян. Из них было создано войско (около 5 тыс. человек). Каждый опричник клятвенно обещал разоблачать опасные замыслы, грозившие царю. Опричники носили черную одежду и привязывали к поясу некое подобие метлы как символ стремления «вымести» из страны измену. Чтобы обеспечить опричников землями, из опричнины насильственно выселялись бояре-вотчинники, дворяне, приказные люди.
Вся эпоха существования опричнины — с незначительными перерывами — была временем постоянного раскрытия заговоров и ведения «розыскных» (т. е. следственных) дел.
В 1567 г. царь вызвал во дворец боярина Ивана Петровича Федорова — одного из богатейших людей во всей державе, видного воеводу, отпрыска знатного боярского рода, пользовавшегося в народе авторитетом и уважением. Иван IV облачил его в царские одежды, посадил на трон и с притворным смирением приветствовал как своего государя. Вдоволь натешившись, царь собственноручно заколол его ножом, считая виновным в организации заговора. По «делу» Федорова было уничтожено 370 человек.
В декабре 1569 г. по приказу Ивана IV принял яд его двоюродный брат, князь Владимир Андреевич Старицкий, второй по знатности человек во всей России после самого царя. Вместе с ним были умерщвлены его семья, приближенные, слуги.
Митрополит Филипп долго беседовал с царем, пытаясь убедить упразднить опричнину, и затем произнес обличительную проповедь на богослужении в Успенском соборе в присутствии царя и свиты: «На Руси нет милосердия для невинных и праведных...» Он утверждал, что Бог взыщет с царя за «невинную кровь».
Иван I отвечал: «Доселе я был кроток с тобой, митрополит, с твоими приверженцами и с моим царством. Теперь вы узнаете меня!» Царь нашел способ оправдать задуманную им расправу с Филиппом: был созван церковный собор, превратившийся в судебный процесс, на котором святителя обвинили в чародействе и порочной жизни. Митрополита лишили сана и заточили в монастыре. В декабре 1569 г. он был тайно задушен в своей келье опричником Малютой Скуратовым.
25 июля 1570 г. на широкую рыночную площадь в Москве, в Китай-городе, были выведены 300 «опальных». К месту казни явился сам царь в полном вооружении, в черном одеянии, на черном коне и в окружении вооруженной свиты. Четыре часа продолжалась расправа, казнены были 116 человек. Печатник Иван Висковатый, отважившийся на объяснение с царем, убеждая прекратить кровопролитие, был разрезан на части живьем, казначей Никита Фуников был заживо сварен в кипятке.
Не щадили сел и деревень, принадлежавших «опальным». Скупые строки источников сообщают о гибели множества безымянных людей: «В коломенских селах скончавшихся православных христиан, Ивановых людей, 20 человек, а имена их Бог весть». Или: «В Бежецком верху Ивановых людей 65 человек [убито] да 12 человек, скончавшихся ручным усечением (т. е. им были отрублены руки), имена их ты, Господи, сам ведаешь».
Поход на Новгород и Псков. Борьба с Крымом.
Новгород и Псков были обвинены в измене. Опричная дума приняла решение о походе на Новгород. При въезде в город опричников встречало духовенство с крестами и иконами. Царь отказался принять благословение и назвал местного архиепископа изменником, однако не пожелал пропустить службу. После службы был разграблен Софийский собор, начались повальные аресты. Опричники бросали в Волхов связанных по рукам и ногам людей и рогатинами топили тех, кому удавалось всплыть; опальных жгли на костре, подвешивая за руки. Считая вину духовенства доказанной, царь начал посещение окрестных монастырей для изъятия казны и ценностей.
Английский посланник Джером Горсей писал о новгородском походе: «Мертвые тела людей и животных запрудили реку Волхов, куда они были сброшены. История не знает столь ужасной резни». Немец-опричник Генрих Штаден, участвовавший в новгородском походе, рассказывал о своих «подвигах» следующее: «...Кликнув с собой моего слугу Тешату, я быстро взбежал вверх с топором в руке... Наверху меня встретила княгиня, хотевшая броситься мне в ноги. Но, испугавшись моего грозного вида, она бросилась назад в палаты, я же всадил ей топор в спину, и она упала на порог».
Разделавшись с новгородцами, опричное воинство двинулось к Пскову. Жители, выражая полную покорность, выставили столы с хлебом-солью вдоль главных улиц. Печорскому игумену, вышедшему навстречу царю, отрубили голову; из соборов забрали все ценности; город был отдан на разграбление опричникам.
В 1571 г. крымский хан Давлет-Гирей напал на Москву, учинил погром и сжег столицу. Опричное войско не смогло защитить город.